Страницы

четверг, 1 октября 2015 г.

ТЕКСТИЛЬНЫЙ МУЗЕЙ




На днях я ездила в старинный городок Санкт-Галлен. Я, как полагается, посмотрела в Гугле основные достопримечательности города, составила маршрут. А что я фотоаппарат не взяла, я спохватилась только в поезде. Я даже ругать себя не стала, чтобы не расстраиваться. Ничего, сказала я себе, есть мобильный. Конечно, качество фото не очень, но все же это лучше, чем остаться вообще без фото. В основном-то я хотела посетить город из-за текстильного музея. А там всякие красоты. Все нужно запечатлеть.  Хотя музей небольшой, я провела там 3,5 часа, пребывая в диком восторге от всего увиденного.


Небольшой экскурс в историю.  Google в помощь.


В этом городке триста лет производят удивительную вышивку – санкт-галленские кружева. До того времени, как Санкт-Галлен прославился на весь мир своими кружевами, в нём было сосредоточено большое производство текстиля. Высокогорная местность не была благоприятна для ведения сельского хозяйства, но создавала все условия для выращивания льна. Швейцарский лён, который приносил в казну огромные суммы благодаря своему качеству, называли «белым золотом». Подъезжая к городу даже летом, казалось, что он весь в снегу, из-за льна, который на солнце выбеливали.
 Но известен Cанкт-Галлен  стал благодаря узорной вышивке. Первый документ заказа на производство ручной вышивки, который сейчас хранится в Текстильном музее города, датируется 1753 годом. Другой документ 1773 года свидетельствует о 6000 вышивальщиц, работавших в восточной Швейцарии в этой области. А в 1790 году, как утверждают документы, существовал целый отряд вышивальщиц: тридцать-сорок тысяч человек!

 Во всём мире санкт-­галленская вышивка признавалась главным экс­портным товаром Швейцарии и основой швей­­царского производства. В 1910 г. экспо­р­тируемая из Швейцарии вышивка составляла 50 % всего мирового производства. Торговля процветала, и деньги текли рекой, туго напо­л­няя карманы швейцарских текстильщиков.

Но с началом Первой мировой войны эту отрасль производства поразил затяжной кризис, а затем, с изменением моды, спрос на вышивку и кружева и вовсе упал. Однако в последнее время в Санкт-Галлен зачастили законодатели высокой моды: дизайнеров из Prada, Yves Saint Laurent, Givenchy, La Perla, Dolce& Gabbana и Roberto Cavalli привлекают огромные архивы образцов старинных вышивок и кружев. Небольшие местные фабрики стали поставщиками первоклассных новаторских и фантазийных тканей для домов мод.


Открыла для себя кое. что новенькое. Я не могла понять, почему же вышивку называют кружевом? А оказывается существует такой способ создания кружев, как протравка. Этот способ швейцарцы переняли у турок. Далее что нагуглила.

В отличие от вышивки, которая делается по ткани, кружево создается путем переплетения нитей и существует самостоятельно без тканой основы. Самым распространенным и недорогим типом вышивки считается broderie anglaise (английское шитье), состоящее из фестонов и дырочек, обшитых кругом гладью. Во времена Анны Карениной английским шитьем украшали  дамские платья и пеньюары. Broderie chimique (химическая вышивка) отличается более замысловатым рисунком. Такую вышивку наносят на тканевую основу, а затем при помощи химикатов и высоких температур стирки тканевую основу растворяют, и остается только орнамент cам по себе, или гипюр.

О красотах и особенностях самого города я расскажу позднее, а пока музей!

 Начинается музей с огромной вышивальной машины. Ей 120 лет, она выполняет бордюрную вышивку. Работает до сих пор.


Далее идет выставка Вивариум. Там выставлены работы 89-летней вышивальщицы с Майорки Франциски Артигес. Она создает огромные текстильные картины по рисункам своего сына, художника Мигеля Барчело. Все мотивы вышиты тамбурной строчкой, миллиметровыми стежками. Вышивает она крючком. Выставка произвела на меня странное впечатление. С одной стороны восхищает кропотливый труд мастерицы, с другой стороны вызывает недоумение - зачем, ну зачем такие огромные, наполовину пустые полотнища?? И тематика какая-то кровожадная. Но некоторые мотивы очень понравились.



Остальные ее работы можно посмотреть  ЗДЕСЬ

Рядом с вышивальной машиной находится небольшая экспозиция с образцами современных тканей, выполненных на Санкт-Галленской текстильной фабрике Якоба Шэплера, которой уже более ста лет. Ну как небольшая. Я там зависла. И я поняла, почему сумки нужно оставлять в гардеробе. Я бы утащила какой-ни-то кусочек, если бы мне ничего за это не было. Ткани этой фабрики ой какие недешевые, но они отого стоят. Не зря же у них закупаются для своих коллекций кутюрье с мировыми именами, такие как Вивьен Вествуд, Соня Рикел, Марк Якобс, Диор и другие. Наиболее поразившие меня ткани я сфотографировала. 

Это гардинная ткань необыкновенной красоты с тончайшими металлическими нитями. За счет этих нитей ткань приобретает этакую элегантную мятость.




Это одна и та же ткань, она меняет свой цвет за счет особого переплетения нитей.


Далее, прежде чем подняться по лестнице на второй и третий этаж, я заглянула в магазинчик, торгующий разными сувенирами. Ничего особенного, кроме цен и носочных монстров, я там не нашла. Монстры меня умилили, но своей ценой испугали. Если бы мне кто сказал, что один носок стоит 40 франков, я бы не поверила, поэтому вот вам фото. 


Кое-кто узнает тут свой подарочек, который скоро превратится в кошелечек-боро. (Это я портмоне закрепила монстрика, не желающего ровно сидеть)

Еще в магазинчике мне очень-очень понравились бусы из какой-то ткани, типа оpганзы, сделанные непонятным мне образом. Потрогать не было никакой возможности, они висят в шкафчике. Стоят более 200 франков. 

Потом я поднялась на второй этаж в зал вышивки. Там у меня перехватывало дыхание от красоты вышивки. Ручная вышивка миллиметровыми стежками. Конечно, мои фотографии не передают и половины настоящей красоты. Все экспонаты за стеклом, стекло отсвечивает. Но все же... 


Вышивка на коктейльных платьях из шелковой органзы 1956-58 годов. 



Необыкновенной красоты с филигранной вышивкой скатерть с английским королевским гербом в центре,  размером примерно 1,5Х1,5.  Выполнена в 1851 году для мировой выставки, проходившей в Лондоне и завоевавшая множество медалей.








Фотографий еще очень много, в один пост все не выложить, так что продолжение обязательно следует. А для особенно нетерпеливых ссылка на все фотографии ЗДЕСЬ

Буду рада вашим комментариям.


2 комментария:

  1. офигеть, простите мне мой французский! до чего же красиво и интересно! Ну почему бюро путешествий не вникают в потребности рукодельниц и не организуют туры по текстильным музеям!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лерочка, а ты приезжай ко мне, я тебе сама тур устрою!

      Удалить